Эллины-буддисты. Европейско-китайская философия

Все-таки, когда читаешь первоисточники по древней истории, а особенно — по истории философской мысли, то сильно удивляешься. Шаблон даже разрывает иногда, а порою — крышу сносит, да.

Вот, берешься читать «Строматы» милого моему сердцу Отца Церкви, философа, апологета философии историческими методами Климента Александрийского (главное его не путать с другим Отцом Церкви — Кириллом Александрийским — маньяком и подлецом), а там попадается преинтереснейшее:

Итак, философия, подобно драгоценному камню, издавна сияла у варваров. Позднее проникла она и в Элладу. В Египте носителями ее были прорицатели, в Ассирии – халдеи, в Галлии – друиды, в Бактрии – саманеи, у кельтов были свои философы, а в Персии – маги (эти последние возвестили рождение Спасителя прежде всех и прибыли в Иерусалим, следуя за звездой). В Индии занимались философией гимнософисты. Были философы и в других землях. Среди гимнософистов или голых факиров, различаются два рода. Одни называются сарманы, другие же – брамины.

Что сарманы — это буддисты, я уже знал. А вот кто такие саманеи? Оказывается, саманеями на палийском называли буддийских монахов!

Выходит, в греко-арийской Бактрии (это уже времена после Греко-Бактрийского царства — Кушанское царство) буддизм был заметен настолько, что возможно даже какое-то время доминировал над зороастризмом. Значит, вполне могло быть, что целые поколения местных эллинов были буддистами.

Собственно, я давно читал о чарующем феномене греко-буддизма, но впервые сам фактически набрел в первоисточниках на упоминание о нем.

Самое веселое в греко-буддизме то, что именно буддисты Бактрии, как я понимаю, проповедовали Китаю. Т.е. вполне не исключено, что сам великий Махаянистский Буддизм был плодом греко-индийского взаимодействия. Так Европа — дитя средиземноморской Азии — прошла дальше на восток самой своей восточной матери-Азии и оплодотворила великую Поднебесную и все ее окружение, включая Тибет и Страну Восходящего Солнца.

Надо сказать, как раз об этом я недавно читал у Тойнби, но относился к этому как к приступу европоцентризма у обычно не-европоцентричного исследователя. А вот же, оказывается, в подобном мнении о Махаяне он, похоже, таки прав…

P.S.
В свою очередь европейско-азиатско-индийская Махаяна, взаимодействуя с даосской закваской Китая, родила такое явление как чань-буддизм. Вот и выходит, что дзэн — дитя всех величайших философских традиций Евразии. По-моему, в высшей степени закономерно, что после покорения Западом всего мира, дзэн пришел и в Европу и в ее Америку и в наше Околоевропье (Руський мир). Это один из тех многочисленных плюсов, порожденных все-таки весьма варварским захватничеством т.с. наших кузенов-европейцев…

Напишіть відгук

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s